Мы работаем с
UA
NEW

В чем отличие частного садика от детского садика домашнего типа

Дети учатся в частном садике

Ребенок начинает свое развитие в семье. Именно здесь он должен чувствовать себя в безопасности и любви. Но проходит время и ребенку придется войти в коммуникацию с обществом. Первый этап этого - адаптация к институционной среде через детское дошкольное заведение (садик). Именно поэтому, правильно организованная деятельность детского садика - сверхважное задание социальной интеграции ребенка в мир. Отдавая своего ребенка в садик, родители не всегда понимают все риски, на которые может натолкнуться их ребенок.

Сегодня мы решили выяснить особенности организационных форм детских дошкольных заведений, обсудить их недостатки и преимущества.

1. Действующие требования законодательства относительно организации детского садика.


В психологии существует убеждение, что первые социальные контакты детей консолидируются и влияют на функционирование человека в течение всей жизни. Это первый переход ребенка: из семейной среды к дошкольной, которая точно повлияет на характер последующих изменений в жизни маленького человека.

Образовательный процесс в Украине реализуется в соответствии с разработанными и утвержденными программами развития, воспитания и обучения детей. Для использования в заведениях дошкольного образования независимо от типа или формы собственности применяются комплексные и парциальные программы. Их перечень и особенности использования можно найти на официальном сайте Министерства образования и науки Украины.

Основные требования относительно организации детских садиков закреплены в таких нормативных документах:

1. Постановление Кабинета Министров Украины №1187 от 30.12.2015 "Об утверждении Лицензионных условий осуществления образовательной деятельности заведений образования".
2. Положение о дошкольном учебном заведении, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины №305 от 12.03.2003.
3. Закон Украины "О дошкольном образовании".

В соответствии с действующим законодательством Украины, независимо от формы собственности, в детском дошкольном заведении нельзя:

- использовать территорию, здания, сооружения или оборудование детского садика для цели, которая не связана с образовательным процессом;
- использовать продукты питания, питьевую воду (включительно с фасуемой) или любое игровое или спортивное оборудование, компьютерную технику, игрушки или полиграфию, а также моющие средства и бытовую химию, которые содержат риски для жизни и здоровья.
Ответственность за соответствие дошкольного заведения государственным нормам и стандартам несут основатели (владельцы) и руководитель дошкольного заведения.

Помещение где размещены детские садики, в том числе для внедрения инклюзивного образования, должны удовлетворять нормам ДБН В.2.2-13-2003 "Дома и сооружения. Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения"; ДБН В.2.2-3-97 "Дома и сооружения. Дома и сооружения учебных заведений"; ДБН В.2.2-17: 2006 "Дома и сооружения. Доступность домов и сооружений для маломобильных групп населения".

Все оборудование, которое используется для учебных целей должно быть, исключительно исправным, а территория достаточно освещена (не меньше 10лк на уровне земли) в темное время года. Песочницы, где играются детки должны быть достаточно ограждены, а на ночь закрываться (для того, чтобы животные не использовали песочницу в качестве туалета). Кроме того, песок в песочнице нуждается в замене по крайней мере один раз и исследование на яйца гельминтов дважды на год (в октябре и апреле).

Для благоустройства территории нельзя использовать ядовитые растения, аллергенные или те, которые имеют колючки.

Если в детском садике используется бассейн, он должен быть присоединен к канализационной сети и водопроводу с проточной водой. Это дает возможность постоянно сохрянять воду чистой.

2. Кто может заниматься дошкольным воспитанием в Украине и в странах Европы.

Кроме психофизического уровня детей и семейного окружения, способ организации дошкольного заведения имеет огромное влияние на способ и качество адаптации ребенка к обществу. Не менее важным вопросом является то, как настроен этот процесс и кто за него отвечает. Существует большая европейська практика предоставления аналогичных услуг, как государственными структурами, так и частными.

Швеция - принимает детей от одного до семи лет в детский садик. Среднее количество детей в группе - 15 человек. Детей, которые проживают в селах с низким уровнем населения местная власть перевозит автобусами к детскому садику. Дети с особенными потребностями являются членами обычных групп детского садика. В каждой группе есть два учителя (для детей с особенными потребностями - консультанты). Няня может работать после девятимесячного педагогического курса для выпускников девятиклассной начальной школы (подготовка к уходу за ребенком дошкольного возраста). Все воспитатели должны получить образование в университете и в институтах. Детские садики в Швеции - это большое пространство для игр. Почти все женщины в Швеции работающие и выходят на работу сразу после рождения ребенка. Поэтому и садики адаптированы для деток, которым еще не исполнился 1 год. Государство тщательным образом контролирует качество предоставления услуг дошкольного образования.

Ребенок переступает порог дошкольного возраста с нагрузкой переживаний, привычек и т.д. В новой среде он столкнется со многими требованиями, ограничениями и правилами - это большая сложность для малыша. И детский садик с его персоналом и ребенок имеют свои требования и ожидания относительно сотрудничества. Требования к дошкольному заведению к детям одинаковые, тогда как варианты для детей очень разнообразны. Психофизическое развитие у разных детей разное. И именно к этим расхождениям адаптированы детские садики в Швеции. Форма организации как государственная, так и частная. Но независимо от этого, детский садик - это социальный стандарт, который является неотъемлемой частью цивилизованного общества Швеции.

 Великобритания предлагает на выбор дошкольный присмотр за детками в возрасте от трех до пяти лет. Организация детского сада происходит в тесном взаимодействии с детьми, родителями и местной властью. Все проблемы, включая строительство новых детских садиков, решаются при участии и на условиях софинансирования родителей и других источников. Педагоги и воспитатели детских садиков и начальных школ обязаны закончить трех-четырехгодичные педагогические школы и получить диплом о соответствующем образовании. Расходы, связанные с финансированием образования, представляют 4% ВВП. Со стороны власти происходит постоянный контроль за качеством оказываемых услуг.

Наши ближайшие соседи имеют еще одну форму - общественный детский садик. Они успешно функционируют рядом с другими формами организации. Основным плюсом общественных садиков является то, что они (практически) бесплатны. Ребенок может остаться 5 часов бесплатно (8: 00-13: 00), а каждый следующий час стоит 1 злотый. Еда также оплачивается (приблизительно 4 - 9 злотых на день). В некоторых детских садиках театральные кружки и английская бесплатные, в заведениях других форм организации придется доплачивать. Предложение дополнительных занятий, к сожалению, беднее, чем в частных детских садиках.

Недостатком общественных садиков является слишком мало мест и слишком много желающих. Это усложняет поиск места для ребенка, особенно в крупных городах, где заведений слишком мало. Также нет общественных профилируемых детских садиков, потому вы не можете больше акцентировать внимание на одной сфере, в котором ваш ребенок мог бы интенсивнее развиваться. Еще один недостаток - большее количество детей в группе. Учитель может уделять меньше внимания отдельным детям.

Украина предлагает дошкольное воспитание в двух формах: государственные дошкольные заведения и частные. Деятельность по дошкольному воспитанию подлежит лицензированию. Для этого должны быть соблюдены все требования законодательства относительно организации заведения: помещение для пребывания детей в надлежащем состоянии, питание и разрешение местной власти. Разрешение выдает коллегиальный орган (местный совет или исполком). Детские садики государственного типа, в свете последних образовательных реформ, принимают деток из двух или трех годового возраста. Все зависит от наполняемости и количества групп. Чтобы оптимизировать свои расходы в группах государственных детских садиков количество детей может достигать 35 лиц. Размер платы за питание детей определяет орган местного самоуправления. Значительное место занимают детки льготных категорий: дети участников АТО, ликвидаторов ЧАЭС, из многодетных и малообеспеченных семей. Странная вещь, но среди этого списка отсутствует льготная категория детей-инвалидов.

Государственные детские садики не обходятся без родительской благотворительной помощи: от игрушек для малышни до коврика под дверьми покупают за родительские средства. Обычно, это наличные деньги, которые собирают родители (родительский комитет). Никто ни перед кем не отчитывается (за исключением отдельных групп, которые ведут активную переписку через вайбер или соцсети).

В действительности есть абсолютно законные способы софинансирования: через благотворительный фонд или через открытие в казначействе отдельного благотворительного счета.

В частных детских садиках Украины значительно меньшее количество детей и значительно лучшие условия содержания. Оплата труда значительно более высока, чем в государственных учреждениях. За все услуги (основные и дополнительные) платят родители или лица, которые их заменяют. Все официально: что заказываешь, то и получаешь.

Частные детские садики могут открываться при участии государственных учреждений, общественных организаций, кооперативов, предприятий, учреждений и даже физических лиц.

Независимо от формы ведения хозяйства, детское дошкольное заведение должно иметь лицензию. Конечно, если его деятельность официальна.

3. Требования к организации детского питания и медицинскому обслуживанию.


Чистота в дошкольном заведении должна обеспечиваться в соответствии с требованиями Государственных санитарных норм и правил содержания территорий населенных мест, какие утвержденные МОЗ 17 марта 2011 года № 145, в частности:

- уборка необходима дважды на день, а в случае необходимости - чаще;
- в летнюю пору площадка должна быть увлажнена водой (не менее 2 раз на день);
- нельзя сжигать мусор и листья на территории заведения;
- очищать навесы от сосулек в зимнюю пору;
- немедленно ликвидировать любые угрозы.

 https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0563-16

 За медицинское обслуживание отвечает врач-педиатр. Именно он должен провести оценку состояния здоровья детей, которые ежедневно приходят в садик и несет ответственность за ведение форм первичной медицинской документации в заведении. При необходимости врач проводит профилактические меры и мероприятия санации.

4. Преимущества и недостатки детских садиков разных форм организации.


Среди преимуществ частных детских садиков важное место занимает небольшое количество детей на одного воспитателя. Это значит, что каждому ребенку уделяется больше внимания, чем в государственном или неофициальном садике. По крайней мере в этом почти всегда уверенные родители. Это позволяет воспитателям лучше познать своих воспитанников, детям эффективнее развиваться.

Дополнительные занятия - еще один плюс. Частные детские садики, которые осуществляют официальную практику предлагают широкий спектр привлекательных мероприятий. В частных садиках театральные и уроки английского языка часто являются стандартными, и вам не придется за них доплачивать.

Один из наибольших недостатков официальных частных детских садиков - их стоимость. Иногда стоимость пребывания в частном детском садике в десять больше других форм. Но у родителей всегда есть доступ ко всей официальной информации, документации и, главное, - надлежащий уход за ребенком.

Но если вы рискнули отдать своего ребенка в детский садик, который не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности, будьте готовы к любым последствиям. Ведь здесь:

- никто не несет ответственность за безопасность и здоровье ребенка;
- не придерживаются санитарно-гигиенические требования;
-отсутствующий контроль за наполняемостью в группе, чистотой и самими условиями пребывания.
Конечно, находиться в ожидании своей очереди на место в государственном детском садике; отдавать ребенка к дорогому, но официальному заведению, где соблюдают все нормы или неофициальному, но значительно более дешевому - принимать решение родителям. Но готовы ли вы подвергнуть жизнь и здоровье ребенка опасности? Я - нет! А вы?

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 09.10.2019