Для полноценного развития человека, уже с самого раннего возраста, очень важна социализация его личности. Общение с людьми – это одна из самых необходимых вещей, наравне с приемом пищи. Если ребенок в детстве не попадает в социум, в дальнейшем ему предстоит преодолеть немало трудностей.
Почему дошкольникам полезно общаться?
Дети дошкольных лет общаются много, будь то с родителями, родственниками или другими детьми со двора или детского сада. Но обязательным является общение с ровесниками. Только в таком случае развитие ребенка будет полноценным.
До поступления в школу дети обычно посещают детские сады, дошкольные занятия и различные секции. Но есть и исключения, кому не доводилось бывать в обществе сверстников. Такому ребенку, как правило, сложнее вступать в новые коллективы и заводить знакомства. Они испытывают различные психологические проблемы при общении с детьми и учителями, а в дальнейшем с коллегами и руководителями.
Ребенок, контактируя с людьми, активно развивает в себе:
1) навыки,
2) умения,
3) речь,
4) социальный опыт.
Также, начинает формироваться его личная система ценностей и потребностей.
Прямое влияние на социализацию ребенка оказывают взрослые. В первую очередь – это самые близкие, родители. Далее идут няни, воспитатели, руководители детских групп. Общение детей со взрослыми более эмоционально насыщенное и информативное, нежели со сверстниками.
Общение в коллективе учит детей многому. К примеру, ставить себя на место собеседника во время разговора. Помогают ребенку в этом воспитатели детской группы. Решая различные конфликты, они учат детей думать не только о себе, но и о чувствах другого ребенка. Это безусловно один из самых полезных навыков для человека, который способен помочь ему в будущем.
Как развивает детское общение?
Формирование личности человека основывается на опыте, который он получает от первых в его жизни отношений. Ребенок, общаясь со сверстниками, становится раскованным и более эмоциональным. Проявляются мимика и выразительность, по которым можно понять его эмоциональное состояние, будь то сочувствие, радость, негодование. Могут возникнуть конфликты, порой приводящие даже к дракам.
Важно отметить, что общение между детьми дает возможность развивать нестандартное поведение и открытость. Дети не могут себе позволить совершать необдуманные и неожиданные действия со взрослыми людьми, соблюдая нормы поведения. Со сверстниками же этого не требуется.
Детям дошкольного возраста присущи индивидуальность, свобода мышления, раскованность. Именно общение с ровесниками развивает и сохраняет эти черты.
Отличительным признаком детского общения является развитие чувства преимущества собственных высказываний над ответными. Из-за этого возникает несогласованность сторон, что нередко приводит к конфликтам.
Существуют различные формы общения между детьми-ровесниками:
• Эмоционально-практическая форма. При данном общении дети дошкольного возраста самовыражаются за счет собеседника, пытаются привлекать к себе внимание, ожидая ответной реакции собеседника.
• Индифферентно-доброжелательная. Данная форма общения характерна для детей в возрасте трех лет. Они не обращают внимания на действия ровесника, но их активность рядом с ним значительно повышается.
• Ситуативно-деловая форма общения. Четырехлетние дети начинают требовать уважение и признание со стороны сверстника, придавать ему некое значение. Проявляются первые признаки плотного сотрудничества между детьми, ролевых игр и даже дружбы.
Социум – неотъемлемая часть жизни человека. В любой ситуации каждому необходимо контактировать с внешним миром. Именно поэтому так важно развивать навыки общения с самого раннего детства.
Опубликовано: 11.09.2017