Мы работаем с
UA
NEW

Методика раннего развития Сесиль Лупан

      Вы с восторгом восприняли новость о беременности? Вам в радость петь малышу потешки и сочинять стихи? Вы готовы с удовольствием поделиться с ним всем, что знаете? Тогда методика раннего развития французской мамы двоих детей Сесиль Лупан - то, что вам нужно.
 За прошедшие 20 лет выросло целое поколение тех, кому когда-то мамы с упоением рисовали карточки с буквами и цифрами, позволяли стучать крышками от кастрюль, катали на пони и подбирали репродукции картин великих художников. Их жизнь складывается по-разному: есть среди них и будущий спортивный функционер, и студентка консерватории, и уже успешный психолог, и перспективный программист.
 Достаточно только поверить в своих детей, как советует С. Лупан, поверить в то, что они все понимают и вырастут хорошими, если вы в них не сомневаетесь и подтверждаете свою веру и словом, и делом.
 Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 г. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение 5 лет выступала на бельгийской сцене. В 1981 г. С. Лупан оказалась в США, где она, молодая мать, открыла для себя методику раннего развития детей американского ученого Глена Домана, побывав на занятиях в Филадельфийском институте ускоренного развития ребенка.
 Сам Глен Доман называл восторженных мам, похожих на Сесиль, «матери-блондинки». У этих энтузиасток, взрывающихся эмоциями по любому поводу, касающемуся их ребенка, прорыв в развитии малыша обычно наступал скорее. Ведь им было проще привлечь внимание крохи и к карточкам, и к ползанию- с мамой-клоуном заниматься веселее чем с мамой-учителем.
 Однако их малыши быстро отвлекались от занятий на мимику и жесты самой мамы и утомлялись от эмоциональной и визуальной перегрузки. Ребенок у такой мамы не знал, на что смотреть: на картинку, на мамины рожицы, ее бусики, выбирал то, что ему было интереснее.
 Несомненным достоинством этих матерей стала их постоянная обратная связь с малышом: здесь мама обрадовалась, а вот здесь расстроилась... Кроха вступал с мамой в диалог, происходил взаимообмен мнениями.
 Новорожденный «в игре»
 Звуки, цвета, ощущения - все, чем вы готовы поделиться с малышом, стоит предлагать ему с первых дней. В методике Лупан есть подробные советы для детей самого раннего возраста.
 У многих мам вызывают трудности рекомендации по плаванию с новорожденным. При отсутствии поблизости бассейна (мы, увы, не в Париже) стоит продумать любой другой способ закаливания и физической активности. Малыши, развивающиеся «по Лупан», много двигаются, занимаясь тем из видов спорта, который им нравится, при этом попробовав все доступные. Сама Сесиль, дважды в неделю привозя младшую дочь в бассейн и оплачивая час занятия, позволяла малышке проводить в воде всего 5 минут, пока той не надоедало. В результате девочка выросла здоровой, плавать умеет и любит.
 Чтение и счет
 Карточки со словами С. Лупан рекомендует показывать крохе с полутора лет. Из практики выяснилось, что не стоит, слишком буквально следуя за Лупан, выделять в них гласные и согласные разным цветом, ведь малыш слышит слово целиком. Изучение состава слова оставим школьным экзерсисам по начальной лингвистике. А вот цифры и алфавит из фигурок зверей или человечков делают занятия веселее, привносят в обучение чтению множество положительных эмоций.
 «Сесиль предлагает учить читать с полутора лет, а ее дочь, с которой она занималась, в итоге начала читать в 4,7! Она сама об этом в книге пишет», - ставят под вопрос эффективность ее занятий критики. В этом феномене и кроется одна из основных трудностей применения методики Лупан в наших условиях: ребенок научается чтению уже в полтора года, но вот систематически читать (при вас) он будет, когда захочет сам (!). Вам не удастся похвастать его дарованиями перед соседками, но ведь вы и развиваете его для него самого, а не для личного самолюбия. Если нет, это уже не по методике Лупан.

 Нет идеального метода развития, подходящего абсолютно всем и полностью лишенного недостатков. Есть противоречия и в методике Сесиль Лупан.
 • Призывая верить в свое дитя, она, тем не менее отказывает ребенку в интеллекте. К примеру, не верит в то, что дети уже в раннем возрасте понимают разницу между репродукцией художественного произведения, фотографией президента и детским рисунком. Ребенок, разумеется, дольше всего смотрит на репродукцию. Но С. Лупан приписывает это влиянию восторгов взрослых: «Ведь ему всего несколько месяцев, что он понимает?». Она верит в то, что малыш может научиться, но не верит в особенности его личности и недооценивает его возможности внимания, скорость усвоения информации и интуитивные навыки стремительного постижения мира в первые месяцы жизни.
 А малышам отнюдь не нравится, когда родители принимают их за глупышек или, повторяя одни и те же вопросы («Где красный кружочек?»), сами демонстрируют не слишком высокий уровень интеллекта («Да я уже четыре раза тебе сказал, мама! Что же, ты никак не запомнишь?»). Впрочем, когда вопросы такого рода задаются в игровой ситуации, кроха снисходительно готов подыграть любимой маме.
 • Много восторженно «актерствует»: дети готовы терпеть и мамины сюсюкания, и вопли восторга, но это не улучшает их отношение к занятиям. Когда мама машет руками «как курочка», это смешно, но мама-клоун - всего лишь игрушка, привлекающая внимание, а не развивающая интеллект.
 • Все-таки периодически смещает свое внимание с ребенка и его развития на демонстрацию им результатов: в картинной галерее ее малышки опознали экспонаты лучше папы. Два месяца предварительной работы не прошли даром, ура! Как видим, Лупан радует демонстрация знаний, а не то, что они вместе интересно проводили время, знакомясь с прекрасной живописью. Малыши готовы поделиться тем, что узнали, если им не устраивают специальных тестирований, а свободно беседуют на знакомую им тему. Как тут крохе удержаться и не вставить свои «пять копеек»!
 • Если мама не любит творчество: рифмоплетство и рисование, актерство и песенки, - ей будет трудно заниматься по этой системе. Если мама перфекционистка и признает только идеальный вариант карточки, тратя на создание одной по 3 часа, ей тоже лучше подобрать другой метод.
 Немного о пользе
 Если в методике есть минусы, значит, можно отыскать в ней и плюсы. Например:
 • Эта программа проще (и к пониманию, и к исполнению). Она не требует столько денег, собранности и времени, как программа Глена Домана. Методика Домана не работает при неверном толковании и неточном следовании всем его непростым рекомендациям, а приемы Лупан хоть и дают меньший результат, но эффективны почти в любом случае.
 В основе этой методики - любовь к детям: в каждой карточке, букве нарисованного алфавита, фотографии детской игрушки. Сесиль так любит детей, что это оказывается заразительно. Это редкость для многих развивающих систем.
 • Любовь к знаниям. Многим родителям сегодня нужно объяснять, зачем малышу, да и им самим, знать историю, живопись, музыку. Методика помогает родителям изменить свое отношение к знанию как к основе формирования осознанного взгляда на мир. Ребенок поймет о мире из этих занятий гораздо больше, чем из будущих скучных назидательных лекций. Вкус к литературе, как к современной, так и к классической, за то, что в ней ценно, важен не менее. Все это, так называемые витамины для ума, которые нужны все в сбалансированных дозах. Ребенок учится получать не только пользу, но и удовольствие, эмоционально развивается, приобретает вкус к прекрасному, к творчеству во всех его проявлениях.
 • Гибкость методики. Благодаря тому, что у С. Лупан двое детей (и детей очень разных), сотни мам смогли принять тот факт, что и их дети тоже разные: у них разные способности и особенности, потому менять программу нужно именно под запросы ребенка. Причем коррекция тем занятий происходит постоянно, а не как у Домана, 2 раза в год. Не ребенок должен соответствовать требованиям программы, а программа - удовлетворять потребности малыша.
 • Роль родителей в методике. Лупан предлагает родителям ряд принципов, чтобы каждый мог творить свою систему сам. Ведь у родителя, кроме ограничений, наложенных его собственными особенностями, есть еще и ограничения условий, в которых находится семья. Если у вас нет поблизости парка, вы не сможете бегать в нем именно всей семьей, как требует Доман. Если вся семья ребенка - это вы и неспортивная бабушка, вы также этого не сможете делать. И таких примеров не счесть.
 Сесиль Лупан не педагог и не врач, как те, кому на откуп отдавали раннее развитие до сих пор (Глен Доман, Мария Монтессори). Она работает не на систему образования или здравоохранения, а на семью. Она - мать, человек, который не только занимается с детками, но и живет с ними, воспитывает. А главное, несет всю полноту ответственности за их жизнь, здоровье, разделяет их будущее. В этом основной посыл ее книги и деятельности.

Опубликовано: 01.10.2017