На сегодняшний момент существует не меньше десятка методик раннего развития детей. Каждая предлагает свои особенные подходы и приемы. Выбор зависит от конечной цели обучения. Если вы желаете:
• открыть таланты своего ребенка,
• помочь ему развиваться в интересной для него сфере,
• сделать его самостоятельным, уверенным в себе,
вам стоит обратить внимание на методику развития Марии Монтессори.
Мария Монтессори – итальянский врач и педагог-гуманист. Принципы воспитания, которые она предлагает, просты и применяются на практике с 1906 года. Мария смогла добиться больших успехов в обучении детей с ограниченными возможностями, к которым в ее время относились пренебрежительно и даже жестоко.
Своими новаторскими методами молодая женщина делилась на конференциях и семинарах, куда приезжали обучаться педагоги со всего мира. Ее идеи существенно изменили процесс обучения и воспитания детей. На сегодня она признана одним из четырех ученых, определивших развитие педагогики в 20 веке.
Если описать суть методики в трех словах, то это:
• Свобода.
• Самостоятельность.
• Творчество.
По утверждению Монтессори каждый ребенок обладает внутренней жаждой познания и определенной программой развития, заложенной в нем изначально. Задача взрослых - помочь раскрыться талантам ребенка и реализоваться его программе. Поэтому основная функция воспитателя:
• наблюдать,
• следить за тем, что сейчас интересно малышу,
• давать максимум источников по этой теме.
В группах Монтессори всегда большой выбор развивающих предметов, игрушек и занятий, касающихся познания окружающего мира, обретения навыков и умений.
Малыш развивается сам в тех направлениях, которые ему интересны. Он решает, что учить и сколько времени. Нет расписанных занятий, сроков для их выполнения и строгих планов обучения.
Монтессори поддерживала идею коллективного обучения, когда в группе присутствуют детки разных возрастов и младшие учатся у старших. Поэтому в полной мере реализовать программу возможно лишь в детских учреждениях (или многодетной семье).
Оригинальная методика рассчитана на детей от трех лет. Все занятия для более раннего возраста являются адаптированными версиями, созданными последователями педагога. В некоторых садах практикуют прием малышей, которым исполнилось два годика.
В обучающей комнате все пространство разделено на пять зон:
• Сенсорного развития. Материалы для развития мелкой моторики, представления о форме, цвете, запахе и текстуре предметов.
• Практических навыков. Застегнуть, расстегнуть, полить цветы, почистить одежду, приготовить еду и т.д.
• Развития речи. Материалы, расширяющие словарный запас, обучению письму и чтению.
• Математическая зона. Цифры, геометрические фигуры и все что связанно со счетом и логикой.
• Космическая. Знакомит с окружающим миром: явления природы, времена года, растения, животные, страны, континенты, планеты.
По желанию можно добавлять различные зоны. Например, для совсем маленьких последние две могут быть заменены на:
• Зону творчества. Работа с красками, пластилином, глиной.
• Двигательную. Спортивные снаряды, свободное место для бега.
Все предметы и мебель должны быть максимально подходящими малышу по размеру, рабочее пространство – удобным. Поскольку в идеале ребенок справляется с заданиями максимально самостоятельно.
В процессе занятий действуют такие правила:
- Все, что ребенок может сделать сам, он должен делать сам.
- Обязательно убирать за собой все использованные материалы.
- Кто первый взял материал, тот с ним и работает.
- Шуметь можно только в определенной зоне.
Это помогает развиваться ребенку в рамках уважения к окружающим.
В методике не используются наказания и поощрения за выполнение заданий. Творческий процесс абсолютно свободен. Малыш вправе не закончить упражнение и не должен принуждаться к этому или наказываться. Поощрением же является удовольствие от процесса труда и выполненной работы.
Опубликовано: 25.01.2018