Мы работаем с
UA
NEW

Как приучить ребенка к чтению

             Одним из самых важных факторов развития ребенка, в первую очередь, развития способности к познаванию – когнитивных навыков – является чтение. Для того, чтобы привести человека в мир книг и дать ему возможность получать из книг то, что на самом деле там содержится, нужно научить его читать и пользоваться материалом, который есть в книге. Но современная ситуация, в которой видеоматериал превалирует и довлеет над прочитанным значением, требует некоторых специальных индивидуальных изменений в предлагаемой стратегии. Во-первых, очень важным моментом для ребенка является разделение литературы на художественную и «нон-фикшн». Последняя является особенно важной частью чтения, к которому следует готовиться. С одной стороны, нужно научиться правильно читать и воспринимать художественную литературу, анализировать ее и свои переживания по поводу прочитанного. Литература существует, как зона сопереживания и тренировки для души, и ребенка следует научить «тренироваться правильно», выбирать для себя адекватные книги для чтения, чтобы набирать из них именно того, что ему нужно для жизни и становления. С другой стороны, для «нон-фикш» человеку очень нужно научиться находить среди потока книг такие, которые дадут ему ответы именно на те вопросы, которые он себе ставит. Среди них самым важным является умение читать только те книги, которые дают действительно рабочую и релевантную информацию, не содержат лжи и средств воздействия на сознание.
           Вторая важнейшая ступень в подготовке ребенка к чтению – это анализ и запоминание. Чем раньше ребенок научится анализировать все прочитанное, накапливать и правильно укладывать в сознании прочитанный материал, тем больше пользы от чтения он получит. Есть немало специальных мнемонических и других приемов работы над книгами и другой информацией, которые позволяют выигрывать действительно много от однократного прочтения текста. Например, технология «3П»: после прочтения необходимо выделить 3 главные вещи, которые понял и запомнил для себя в книге человек; затем нужно пересказать 3 важным людям то, что прочитал и понял – как известно, когда мы рассказываем или доказываем кому-то, то сами лучше понимаем прочитанное; и, наконец, нужно найти 3 сферы применения полученной информации или принять 3 решения, исходя из прочитанного, и имплементировать в свою жизнь. Последний шаг – самый важный – он реально показывает ребенку, что чтение – часть жизни, а не абстрактное удовольствие, что-то важное и нужное, чем можно воспользоваться, а не просто чтение ради похвалы или ради того, чтобы убежать от неудобного и неинтересного окружающего мира.

Опубликовано: 24.09.2017