Мы работаем с
UA
Школа радости Елены Чернявской г. Харьков
NEW

Детское воображение

Малыш представляет себя космонавтом, летящим на Луну, волшебником, наделенным магическими способностями, маленьким ласковым котенком или акулой, которая сейчас съест бабушку? Мама умиляется: «Он у меня такой фантазер!» Маленьким детям свойственно придумывать увлекательные истории прямо на ходу – и во множестве. Откуда берутся способности к воображению? И куда деваются с возрастом?

Психологи ломают копья, разгадывая способность человеческого воображения снижаться, теряться, прятаться за насущными проблемами в процессе взросления и в дальнейшем. Однако сходятся во мнении: воображение -- не божий дар каждому ребенку. Мы рождаемся без этого чудесного механизма. Мыслить образами, творчески преображать мир человек начинает в процессе деятельности, с накоплением опыта.

Оставим профессионалам классификацию детского воображения, сосредоточимся на вопросе – как именно можно его развить? Что стимулирует воображение? Существуют ли способы сделать его ярче и богаче?

Доказательств того, что у ребенка, только появившегося на свет, есть воображение, не существует. Первые признаки пробуждения воображения появляются у малыше ближе к двум годам. Как правило, это проявляется в виде попыток накормить куклу, уложить кошку спать, сделать взрослому, который играет с ребенком, укол. Другими словами, малыш пытается повторить действия, которые зафиксированы его собственным опытом и наблюдениями.

Дети постарше начинают сами фантазировать, конструировать сюжеты для игр, взрослый в виде начинателя и двигателя воображения им уже не обязателен. Это важный этап в жизни ребенка, потому что его интеллект находится под непосредственным влиянием воображения. Оно развивает склонность анализировать, помогает сравнить, произвести обобщение. Так фигурная палочка в руках малыша становится куклой или самолетиком, мороз на окне – художником, очень начинает плакать дождями и т.д.

В связи с этим становится понятно, что на первом этапе развития воображения огромную роль играет взрослый, который находится рядом с малышом. Ласково и терпеливо заботится о нем, разговаривает с ним, играет, рассказывает сказки и т.д. Затем качественному скачку в развитии воображения способствует социализация ребенка – расширение круга доброжелательных взрослых и детей, возможность общаться, узнавать новые игры, учиться рассказывать и слушать. Чередование различных видов деятельности: предметных и ролевых игр, обмена мнениями, занятий с печатными карточками, рисование, музыкальные и сценические практики, работа с конструктором и т.д. содействует развитию воображения у малышей. Среда, в которой творчество находит отклик у взрослого и поощряется, а фантазия воспринимается позитивно, позволяет воображению ребенка созревать гармонично. Возможно, именно это станет основой его будущего -- свободно мыслящего человека.

Опубликовано: 30.08.2017