Детский сад – такой простой, удобный и надежный институт дошкольного образования, что, казалось бы, он существовал вечно. Трудно представить себе, что самые первые попытки организации таких учреждений были предприняты всего 200 лет назад. В 18016 (по другим данным – в 1802) году Роберт Оуэн, английский философ, педагог и одновременно владелец текстильной фабрики решил открыть при своем производстве так называемую школу для малышей.
Поскольку Оуэн был социалистом, двигала им не возможность освободить от забот женщин, работающих на фабрике, а желание вырастить «новых людей», мыслящих и чувствующих иначе, чем их вульгарные родители. И хотя работницы отдавали детей в школу для малышей со спокойной душей, распространения идея не получила. Возможно именно потому, что «новые люди» немного пугали их «старых» родителей. Возможно же потому, что смелый эксперимент Оуэна просто боялись повторить, а сам философ принимал в свои сады только детей работников текстильной фабрики.
Надо отдать должное, малыши получали в школе для самых маленьких достойное образование: их учили чтению и письму, представлениям об окружающем мире. В школе давали основы музыкального и художественного воспитания, занимались с детьми физическими упражнениями, обучали простым ремеслам.
Родоначальником самого термина «детский сад» считают Фридриха Фребеля, педагога из Германии. В 1837 году он стал учредителем подобного заведения для детей, он же назвал свое детище «kindergarten» -- сад, где цветут детские души. Фребель был убежден, что под влиянием умелых и кропотливых «садовниц»-воспитательниц дети становятся настоящими «цветами жизни». В дальнейшем из них можно вырастить общество, состоящее из высокоморальных и просвещенных людей. Основная же заслуга Фребеля в том, что он разработал общедоступную систему дошкольных учреждений. И хотя скептики утверждают, что такая система была выгодна, в первую очередь, государственной машине, которая стала массово использовать женский труд, не будем кривить душей – женщины приняли возможность пользоваться детскими садами для малышей с радостью. Это упрощало их быт, делало психологическое состояние значительно более комфортным.
Сам Фребель не дожил до тех дней, когда детские сады вошли в, так сказать, «серийное производство». Первооткрывателям во всем мире приходится несладко: сначала идеи Фребеля были подвергнуты жесточайшей критике. А в год, когда он получил широкое признание, истощенный борьбой за право детских садов на существование, Фребель скончался.
Тем не менее, дело его жизни расцвело. В конце ХIХ века на западной Украине (Галичине, тогда Австро-Венгрии), а в начале ХХ на востоке и в центре (в то время – в Российской империи)детские сады стали широко распространятся. Некоторое время их называли по имени создателя – «фребелевками».
Однако повседневным явлением сады для детей стали уже во время существования СССР. Хотя это, как говорится, уже другая история.
Опубликовано: 28.08.2017