Мы работаем с
UA
NEW

Гармоничное развитие ребенка с детским психологом

В детском садике Школа Радости заботятся о психологическом здоровье детей

В чем заключается работа детского психолога в садике?



Педиатр, логопед, воспитатель - известные, необходимые специальности. А нужен ли детский психолог в этом списке? Случается, психолога путают с психотерапевтом или невропатологом. Попробуем разобраться, в чем же задача психолога в детском саду. Психолог - это не врач. Он не ставит диагноз по результатам своей деятельности, не назначает лечение. Детский психолог только составляет условный прогноз развития ребенка. Цель психолога - помочь малышу адаптироваться в группе незнакомых детей, сделать пребывание в детском саду комфортным и эмоционально уютным, способствовать развитию способностей ребенка.
Все дети разные, к каждому нужен подход. Главное не “упустить” момент, когда поведение ребенка “на грани нормы”, и вместе с родителями, воспитателями помочь справиться с трудностями

В детском саду работу психолога условно можно разделить на два направления.


1. Психолог участвует в воспитательном процессе вместе с воспитателями. Делится знаниями с персоналом и родителями о психологии детей, возрастных особенностях. Просвещение не ограничивается цитатами из учебников по детской психологии. Учитываются местные условия, традиции, квалификация персонала садика, стиль работы воспитателей, своеобразие детей. Для более тесного контакта устраиваются открытые занятия, проводятся семинары, дискуссии с родителями.

2. Индивидуальная работа с детьми. Наблюдения, диагностические методики помогают психологу определить взаимоотношения детей в группе между собой и с воспитателем, оценить личные качества, уровень психологического развития. Результатом наблюдений становятся рекомендации для воспитателей и родителей.


Консультации психолога бывают обычно двух видов. Те, что планирует сам психолог и “по запросу родителей”. Консультации “по запросу”, когда близкие обеспокоены поведением ребенка. Родители бывают в недоумении - почему в садике на занятиях малыш зажат и скован, а дома этот же чудо-ребенок легко управляется с телефоном, знает, как найти нужный мультик на ютьюб-канале. Или наоборот, тихий, даже пугливый ребенок, в саду активный, веселый и разговорчивый.
Детский психолог в ходе общения поможет найти и объяснить скрытые причины особенностей поведения ребенка. Подскажет родителям, как лучше общаться дома. Взрослые часто заняты бытовыми проблемами, нет времени и сил на совместные игры. Проще дать ребенку телефон или включить телевизор. Поэтому современные дети не умеют, не знают, как вести себя в коллективе.
Чтобы детям было легче адаптироваться в новых условиях, следует познакомиться с родителями и ребенком еще до поступления в группу, узнать об условиях развития в семье, согласовать действия родителей, психолога и воспитателя. Возможно, в первые дни приводить ребенка только на прогулку. Условия на прогулке напоминают “гуляние” во дворе, где проще познакомиться с воспитателем и детьми.

Не всегда “привыкание” сопровождается плачем. Ребенок может просто замкнуться, не принимать участие в играх, быть подавленным, растерянным. Такое состояние тревожит психолога не меньше, чем слезы. В этом случае, психолог советует организовать дома похожий режим, приучать ребенка самому себя обслуживать - самостоятельно есть, одеваться, убирать игрушки, складывать аккуратно вещи перед сном. Можно принести в сад любимую куклу, машинку, это создает чувство уверенности, связи с домом.
Психолог советует воспитателю заинтересовать новеньких увлекательными играми, полезными действиями - помочь накрыть стол к обеду, покормить рыбок в аквариуме, полить цветы. Когда ребенок почувствует свою нужность в группе, свою значимость, он с легкостью будет ходить в детский сад.

Детский психолог не только разбирается в современной психологии, прежде всего, он должен любить и понимать детей. Вовремя заметить “маленькое страдание” и помочь справиться с ним. Нельзя позволять ребенку копить обиды в себе.

Тот, кому можно довериться

В моей практике был такой случай: на новогоднем утреннике дети рассказывали стихи Деду Морозу и Снегурочке. Когда осталась одна девочка, Снегурочка предложила всем встать в хоровод. Девочка с растерянным взглядом тихо прошла в угол и села. К ней подошла чья-то мама, позже я узнала, она была детским психологом. Женщина погладила девочку по голове и озвучила ее обиду. “Тебе очень хотелось рассказать стишок. Наверное, Снегурочка предложила водить хоровод не потому, что не хотела услышать твой стишок, а просто не заметила тебя”. Потом женщина усадила девочку к себе на колени, продолжала гладить ее, что-то шептала. И у малышки покатились слезы, плечики вздрагивали. Она тесно прижималась к чужой тете, как будто боялась, что ее перестанут гладить, жалеть, успокаивать. Позже женщина-психолог предложила рассказать стишок для нее.
Дети уже не кружили вокруг елки. Девочка присоединилась к одной из групп, где строили из кубиков замок. Она уже не плакала, но движения ее были робкими, неуверенными.

Возможно, это была первая психологическая травма ребенка. В такие моменты нужно поддержать, успокоить, показать ребенку, что он нужен. “Проговорить” обиду и вместе пережить ее, давая понять, что рядом всегда заботливые и любящие взрослые.

Диагностика. Коррекционно-развивающая работа


Психолог проводит психологическую диагностику детей на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Здесь учитывается все - активность на занятиях, участие в групповых играх, аппетит, сон, общее эмоциональное настроение.

В каждой возрастной группе диагностика проводится по-своему сценарию, для каждого возраста есть свои цели и задачи.
В младших группах, где деткам 2-3 года, развиваются навыки коммуникации, формируются эмоциональные жесты и выразительная мимика, отрабатывается координация движений. Психологическое обследование проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии. Все дети разные - импульсивные, тревожные, застенчивые, агрессивные. Одинаковый материал усваивается по-разному. Кто-то быстро “схватывает на лету”, другому нужно несколько раз повторить. Чтобы помочь детям, психолог проводит развивающие занятия, игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности.
Разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей.

В старшей группе психолог помогает воспитателю развить сферу познания. Дети уже уверенно общаются друг с другом. Самое время научить их передавать чувства в эмоциях через игру, например, “Передай улыбку по кругу”. Задавать эмоциональный тон деятельности - собрать “Цветик-семицветик” из смайликов. Освоить навыки вербализации - после похвалы или, наоборот, когда поругали. Практиковать в разрешении конфликтной ситуации.

В подготовительной группе дети учатся описывать свои эмоции, переживания словами. Складывается представление ребенка о признании в социуме - не проявлять эгоизм, но и не всегда поступать в угоду другим.
Диагностика детей в подготовительной группе позволяет выявить проблемные зоны в подготовке детей к обучению в школе, и выработать стратегию по устранению пробелов.
Познавательный процесс побуждает ребенка к активности, способствует развитию внимания, любознательности. Так как зрительное восприятие у детей является самым информативным, психолог советует использовать на занятиях яркие картинки, плакаты. Включать словесные приемы - загадки, поговорки, стихи. Обязательны дидактические игры, направленные на познание.

  Для детей, по наблюдению психолога недостаточно готовых к школьному обучению, проводится индивидуальная диагностика, которая определяет причины возникших трудностей. С результатами обязательно знакомят родителей, чтобы они могли помочь своему ребенку. Основными методами коррекционных воздействий можно назвать:


 - игровую терапию:
 - арт-терапию:
 - куклотерапию:
 - психогимнастику:
 - упражнения для развития познавательных процессов.


Когда действия психолога, воспитателя и родителя слажены и нацелены на воспитание здорового, стрессоустойчивого ребенка, то и результаты не заставят себя ждать.


Еще хотелось бы остановиться на мифах о работе детского психолога.


Взрослые часто избегают встречи с психологом, полагая, что само слово “психолог” производное от “псих”. Родители делают поспешные ложные выводы: если с малышом занимается психолог, значит, их ребенок психически ненормальный. По этой причине, когда заполняется карта ребенка, скрывают особенности быта в семье, лукавят. Например, невролог поставил диагноз “логоневроз” (боязнь речи, заикание) или “никтофобия” (боязнь темноты). Психолог, зная об этом, дает соответствующие рекомендации воспитателю, которые помогут избавиться от проблемы.
Бывает, родители путают “педагог-психолог” с различными медицинскими специальностями - психоневролог, дефектолог, нейропсихолог. Психолог может направить к специалисту, но сам не лечит. Детский психолог в саду работает с нормальными детьми без отклонений, с их индивидуальными особенностями.

Доверяя детскому психологу, родители совместными усилиями избавляют детей от многих проблем во взрослой жизни.
Родители, бабушки и дедушки - все желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Поэтому, давайте прислушиваться к советам специалистов.

Опубликовано: 18.01.2021