Кто в детстве не любил делать домики на деревьях, логова под столом, жилища из одеял и подушек или норки в картонных коробках… Ведь это так интересно – создать собственный мир, уютный, маленький, соразмерный себе. А главное – именно такой, каким ты придумал его сам.
Оооо, это не просто временная постройка из подручных материалов, а целая Вселенная. Каждый ребенок мечтает о таком сооружении, ведь это его личная территория, куда нет входа взрослым.
Во-первых, потому что мама и папа в нее физически не влезут. Поэтому у детей рождается чувство неподдельной независимости и свободы. Они выглядывают в импровизированное окно, формируя собственное видение окружающего мира. Во-вторых, там как раз помещаются все необходимые детские вещи – разноцветное стеклышко, наклейка от жвачки, любимая игрушка, раскраска и многое другое, что особенно дорого маленькому сердцу.
По сути, халабуда – личное пространство ребенка. Ведь, если говорить начистоту, родители нередко замечают, что их малыши иногда предпочитают «отсиживаться» за креслом, под столом и даже в шкафу, выбросив из него «ненужное».
Но не стоит пугаться при виде груды одежды, вываленной с полок. Совсем необязательно, что в такой момент дети замышляют какую-нибудь шалость. Просто они хотят психологически отдохнуть от родителей, отгородив себе кусочек пространства с запретом на доступ взрослых контролеров.
По мнению психологов, укромные места в доме или возле него для ребенка очень важны, потому что помогают им полноценно развиваться. Это и центр активных игр, и главное хранилище любимых игрушек, и место приема гостей. Там малыш самостоятельно решает: что и куда поставить, как ухаживать за своими вещами и когда наводить чистоту. Проще говоря, дети учатся ответственности.
Их невероятно много – как и много материалов, из которых их можно соорудить. Для строительства подходит все – от подушек и пледов до досок и веток. Впрочем, производители детских игрушек подсмотрели такую особенность и теперь выпускают разные виды маленьких «мирков». Поэтому бывают разные халабуды для улиц и комнат:
игровые домики (пластмассовые, красочные, безопасные, из специальных сборных элементов); вигвамы (по типу жилья индейцев, мягкие, гибкие, с минимумом опор, тканевые или из какого-нибудь современного материала); картонные будки (коробки от любой крупной бытовой техники – безопасные, мобильные, цельные); палатки (обычно одноместные, оформленные в детском стиле, украшенные узорами на плотной ткани или, наоборот, сетчатые, полупрозрачные); шалаши (самостоятельные конструкции, возведенные из веток, растительных стеблей и травы); домики на деревьях (сделанные из любых подручных материалов – нетяжелых, прочных); столы и стулья (это классика, через которую проходит фактически каждый человек, накидывая в детстве на мебель покрывало или одеяло).
Самое главное в данном случае – безопасность. Это единственное, на что могут обращать внимание родители. Все конструкции должны быть надежными и устойчивыми, чтобы самопроизвольное строение не причинило вреда детям.
Но, как показывает практика, малышам не интересны магазинные домики, палатки и вигвамы – им принципиально важно самим сделать свое «убежище». Так что – лучше не мешать и не навязывать купленный пластмассовый игровой домик. Скорее всего он останется стоять в углу маловостребованным.
Когда у ребенка появляется уединенный уголок, он чувствует себя в безопасности. Даже пространство под столом, огороженное пледом на прищепках, дает ему чувство защищенности.
С точки зрения психологов, так у малыша возникает понимание собственной значимости – права лично распоряжаться тем, что он сконструировал. То есть дети начинают осознавать, что могут свободно владеть своим «недвижимым имуществом».
Постепенно это чувство перерастает в уверенность в себе, которая помогает появлению независимой и ответственной личности. Но если у малыша в детстве нет даже примитивной халабуды, во взрослом возрасте он может впасть в две крайности.
Отсутствие желания иметь свое гнездо – комфортное и обустроенное. Человеку все равно, где и в каких условиях он живет, что вокруг него творится. Он не находит своего места в жизни, не понимает, где его корни.
Чрезмерное чувство «дома» – компенсаторное, максимально обостренное стремление во что бы то ни стало заполучить персональное жилье, возвести даже не дом, а целую крепость.
Как говорят психологи, второй вариант не намного лучше первого: взрослый в своем сверхжелании может причинять дискомфорт окружающим и агрессивно оберегать свою территорию от родных, портя с ними отношения.
Если брать в целом, то дети любят халабуды по нескольким причинам, в зависимости от возраста:
дошкольники – за повод спокойно поиграть; младшие школьники – за шанс установить собственные правила; подростки – за возможность изоляции от родителей.
Но при этом мамы и папы должны понимать: халабуда – не признак психологических проблем. Наоборот – это стремление к самостоятельности, которая ведет к появлению ответственности.
Они популярны среди дошкольников и школьников из-за доступности и практичности. Ребенок может в любой момент сложить шалаш из нескольких веток, спрятаться в коробке из-под холодильника или залезть под стол, укрытый пледом. Минута – и уединенное убежище готово! Но что делают дети в халабуде, пока их не видят взрослые?
Играют. В младшем возрасте это игровая площадка в гараж, магазин, школу, в дом, дочки-матери или просто место складирования любимых игрушек. Так дети учатся быть взрослыми.
Отдыхают. От чего? От внешнего мира. Школьники играют в настольные игры, сидят со смартфоном или планшетом, читают, беседуют, обсуждают разные ситуации, слушают музыку, смотрят мультфильмы.
Тусуются. Подростки изолируются от родителей, спасаются от младших братьев и сестер, общаются со сверстниками, сидят в Интернете, размышляют, листают журналы. В общем, наслаждаются свободой от контроля.
Если у детей халабуды вызывают эмоциональный комфорт, то у мам и пап – раздражение. Во-первых, они «захламляют» комнату или двор. Во-вторых, скрывают действия ребенка. В-третьих, являются неприкосновенными. Да-да – трогать эти сооружения взрослым нельзя.
Психологи советуют с уважением относиться к детским постройкам. Тем более если ребенок делает их на глазах у родителей – значит, он максимально им доверяет. Потому что уверен: взрослые не тронут его «собственность». И пугаться таких действий малыша не стоит. Подобное происходит со всеми детьми, независимо от места проживания и от материального положения семьи.
Обычно стремление сепарироваться возникает в возрасте 3-4 лет, когда происходит первый значительный кризис в развитии. Тогда проявляется психологическое отделение ребенка от мам, пап, бабушек и дедушек – формируется устойчивое внутреннее «Я».
В 3-4 года дети конструируют халабуды в дому из кресел, стульев, коробок, столов, подушек, одеял, простыней и пледов. В 6-7 лет они обустраивают во дворах или на приусадебных участках укромные места из легких подручных материалов – веток, травы, картона и предметов быта. В 11-12 лет подростки выходят на улицу и отгораживают себе территорию досками, кусками линолеума и всем, что можно приколотить гвоздями.
А что делать родителям? Помогать по возможности – принимать участие в строительстве или хотя бы предоставлять нужные материалы. То есть налаживать мостки доверия. Но входить в такой шалаш лучше с разрешения ребенка, чтобы не нарушать его персональные границы.
Опубликовано: 22.12.2025