Для самых маленьких и для без пяти минут школьников: какие группы бывают в детском садике?
Чем руководствуется администрация детского садика, зачисляя ребенка в определенную группу? На каком принципе основано разделение групп в украинских детских садиках? Правильно ли формировать группы на основе возрастного принципа? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей статье. И уверены, что после ее прочтения вам станет намного спокойнее оставить вашего малыша в саду – в группе со своими одногодками и правильно подобранной программой обучения.
В Украине существуют обычные детские сады, ясли, ясли-садики обычного и компенсирующего типа, детские дома, дома ребенка и центры развития ребенка (классификация, которую предлагает Закон Украины «О дошкольном образовании»). В них зачисляют деток разного возраста, интеллектуального и физического уровня развития и возможностей.
В обычном детском саду детей делят только по возрасту – на основе этого критерия малыша зачисляют в ту или иную группу. Перейти в другую нельзя – даже если вам хочется, чтобы двухлетний братик и четырехлетняя сестричка были вместе. А все потому, что в каждой группе – свои цели и задачи обучения. Дети 2 и 3 лет по-разному воспринимают новые знания, поэтому возрастной принцип деления на группы позволяет сделать процесс обучения более эффективным. К тому же, детки одного возраста лучше ладят друг с другом: вместе им весело, они играют в одни игры и легко находят общий язык.
В украинских детских садах бывают 4 типа групп по возрасту:
- ясельная;
- младшая;
- средняя;
- старшая.
Иногда отдельно выделяют подготовительную группу (но обычно это и есть старшая). Рассмотрим их детальнее.
Ясельные группы есть не в каждом садике. Они предназначены для самых маленьких – малышей 1-2 лет. Часто это группы кратковременного пребывания (о которых речь пойдет чуть дальше). Среди деток проводятся учебные занятия, на которых они приобретают навыки самообслуживания. Большое внимание уделяют развитию психомоторных навыков, так как у них есть прямая связь с речевыми центрами мозга – психомоторика помогает развивать речь. Также занятия развивают речь, сенсорные способности и мышление.
Это группа – для деток 2-4 лет. Нередко ее разделяют на две подгруппы: первую младшую, для малышей 2-3 годика, и вторую младшую – для 3-4-леток. Процесс обучения и воспитания в них построен вокруг игры – это ведущая и самая понятная форма усвоениях новых знаний в таком возрасте. Воспитатель предлагает деткам разные сюжетно-ролевые игры, и те примеряют на себя жизненные ситуации и свою линию поведения в них.
Если в яслях дети требуют внимания и ласки, то в возрасте 3-4 лет у них начинает проявляться любознательность, желание узнавать окружающий мир. Задача педагога – создать условия для этого, направлять интерес воспитанников и контролировать их. Занятия проводятся по изучению окружающего мира, развитию речи. Это – возраст знакомства с художественной литературой и начальными знаниями математики. Проходят занятия по творчеству и декоративно-прикладному искусству (аппликации, рисование).
В среднюю группу ходят мальчики и девочки 4-5 лет. В ней большое внимание уделяется морально-этическому воспитанию, развитию понимания о нравственности. Это оптимальный возраст для развития этих качеств: четырехлетние дети во всем хотят подражать взрослым, а потому с удовольствием будут примерять на себя определенные стратегии поведения. Также в средних группах воспитатель занимается с детками развитием логики, установлением связи между отдельными предметами, событиями, явлениями. Например, воспитанникам поясняют сезонные изменения в погоде, почему летом деревья зеленые, а зимой – без листиков.
Зачастую, воспитанники – это выпускники младшей группы ДОУ. Поэтому детки многое уже знают и умеют, знакомы между собой и с самим детским садиком. Проводятся те же занятия, что и в 3-4 года, но знания стают глубже, а задачи – сложнее. Добавляется физкультура, конструирование, музыка.
Старшая группа предназначена для дошкольников – возраст ее воспитанников 5-6 лет. Здесь игры уже заменяются серьезными занятиями. Дети получают знания о живой природе и ее явлениях, социализации, отношениях с другими детьми. Определяющее значение играет подготовка к школе: малыши учатся писать, считать, читать.
В старшей группе развивают такие сферы и качества детей:
- интеллектуальную сферу. Дети становятся вдумчивыми, они делают первые попытки размышлять и изъяснять свои мысли с позиции логики;
- волевую сферу. Дети начинают понимать значение слов «нужно», получают представление об обязанностях;
- появляется представление об ответственности.
Огромное значение уделяется обучению и образованию. Этому способствует возраст: дети уже готовы к анализу и умению структурировать информацию, могут видеть связь между отдельными явлениями. В этом возрасте уже можно говорить про логическое и абстрактное мышление. Но все же в процесс обучения добавляют элементы игры и соревнование, это делает его более эффективным.
Появляются изменения в процессах социализации и взаимоотношений между детьми. Они учатся дружить, проявляют симпатию, привязанность к товарищам. Вместе с тем, развивается критическое отношение к другим: дети начинают анализировать свое общение со сверстниками, формируют собственное мнение к обстановке и отдельным ситуациям.
Украинское законодательство определяет оптимальное количество деток в разных группах. Закон основан на педагогическом опыте и научных исследования. Чем младше детки, тем меньше группа – поскольку они требуют больше внимания со стороны воспитателей. Так, в нашей стране приняты такие нормы по количеству воспитанников в группах:
- для ясельных групп и групп кратковременного пребывания с детками возрастом до 1 года максимальное количество воспитанников не может превышать 10 детей;
- в группах, где занимаются малыши 1-3 года, количество ограничено 15 детьми;
- для детей в средних и старших группах может быть до 20 воспитанников.
Конечно, чем меньше детей в группе, тем больше внимания они получают, поэтому в частных детских садах стараются формировать небольшие коллективы. Но если в государственном детском садике в старшей группе ваш ребенок занимается еще с девятнадцатью одногодками – это приемлемо.
Разновозрастные группы создают в некоторых частных садах, которые работают по системе Монтессори. Здесь совсем другой принцип: смысл разновозрастной группы – передача навыков, знаний, моделей поведения от старших деток к младшим. Старшие и младшие воспитанники обмениваются опытом в процессе общей деятельности. Малыш наблюдает за действиями и поведением старших деток, учится у него – и поэтому не боится более сложных задач. У него срабатывает установка: если старший товарищ сделал это, значит, и у меня получится. Такой вариант построения групп в саду оставляет открытыми ряд вопросов, но он также имеет право быть.
Разновозрастные группы могут быть в небольших частных садиках или в садах при компаниях, рядом с местом ребенка. В таком случае деток делить на группы просто не оправдано: в корпоративную группу на предприятии может входить всего 5-7 деток.
Логопедические группы встречаются все чаще. Проблемы с произношением среди детей – распространенное явление, и лучше исправить их до начала учебы в школе. В логопедических группах большое внимание уделяется развитию и коррекции речи, но проводятся занятия и по общей программе воспитания и образования для детей соответствующего возраста.
Бывает и другой подход: детки ходят в обычную группу, но несколько раз в неделю занимаются с логопедом, индивидуально или в группе. Логопед в таком случае может работать в дошкольном учреждении как полный день, так и быть приходящим специалистом.
Эти группы создаются на период каникул в ДОУ и предназначены для организации досуга и присмотром за детьми, родители которых не могут позволить себе взять длительный отпуск на работе или отправить детей к бабушкам, лагеря за городом. Такие группы разновозрастные. На первый план выходят организация досуга, развлечения и игры, учебным занятиям уделяется меньше времени – все же каникулы, и малыши тоже имеют право на отдых. Дети в летних группах много занимаются спортом, творчеством, организовывают праздники и культурные мероприятия.
В таких группах малыши находятся всего несколько часов, а потом родители забирают их домой. Это – оптимальный вариант адаптации малыша к пребыванию в коллективе, в группе детского садика, и постепенного привыкания его оставаться без родителей. Группы кратковременного пребывания есть далеко не в каждом детском саду.
Группы кратковременного пребывания создаются для деток возрастом до 3 лет. Количество воспитанников в них обычно не больше 15, а программа развития индивидуальная. Но бывает и другой формат: малышей из группы кратковременного пребывания приводят в обычную группу соответствующего возраста, и через несколько часов родители их забирают.
Группы для малышей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по своему характеру неоднородны: в них ходят малыши разного возраста и с разными нарушениями. Воспитанники таких групп имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития или эмоционального развития. Им требуются особые методики и техники образования и воспитания, которые позволяют достичь высоких результатов в развитии и нивелировать разницу по сравнению с детьми без ОВЗ в старшем возрасте.
В украинской практике в обычных коммунальных и частных детских садах встречаются редко. Обычно для детей с ОВЗ предусмотрены специализированные учреждения, где помимо образования и воспитания предоставляются медицинские услуги.
Часто приходится слышать вопрос, почему в садах не создают специальные группы – по примеру школы, где есть гуманитарные, математические, экономико-правовые классы. Но это оправдано. Даже в системе школьного образования профильные классы рекомендуют создавать уже в старшей школе. Для дошкольников такая система совсем не оправдана.
Задача дошкольного образования – воспитание гармоничной личности. В этом возрасте ребенок не может сам решить, что ему интересно – математика или сфера искусства, спорт или художественная литература. Поэтому делать уклон на одном направлении не рационально. Дошкольный возраст требует развития всех способностей и навыков. Физическое, интеллектуальное и творческое развитие должны присутствовать в равных долях.
Для детей в садиках создают секции и кружки: для занятия танцами или пением, игры в шахматы, роботехники, отдельными видами спорта, театральные студии. Но в них малыши ходят в свободное от основных занятий, подобранных по их возрасту. В секциях при детских садах могут проводиться занятия как для деток одного возраста, так и в разновозрастных группах.
В Школе Радости Елены Чернявской используется возрастной принцип деления на группы. Но все малыши могут посещать секции и кружки, мастер-классы для развития своих талантов и способностей. Летом для деток работает летний лагерь. Все это создает идеальные условия для развития гармоничной личности и одновременно с этим позволяет делать акцент на талантах ребенка. А общение со сверстниками помогает социализироваться, строить честные отношения с окружающими, контактировать с другими людьми. В Школе Радости Елены Чернявской ребенок счастлив. А значит, счастливы и родители.
Опубликовано: 11.02.2021